Швецов Аркадий Дмитриевич

швецов

Швецов Аркадий Дмитриевич

Герой Социалистического Труда

Дата рождения: 1892 год

Место рождения: пос. Нижние Серги Свердловской области

Должность и звание: главный конструктор Объединенного конструкторско-го бюро №19 при Молотовском моторостроительном заводе №19 им. М.Я. Свердлова, генерал-лейтенант инженерно-авиационной службы.

Награды: Золотая медаль «Серп и молото» (22.01.1942), 5 орденов Ленина (28.12.1936; 22.01.1942; 02.07.1945; 1949; 1952), орден Суворова 2-й степе-ни (19.08.1944), Орден Кутузова 1-й степени (16.09.1945), Орден Трудового Красного Знамени (1952), медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», Лауреат четырех Сталинских премий (1942, 1943, 1946, 1948).

Краткая биография
В 1909 году А.Д. Швецов окончил Алексеевское реальное училище (теперь – Пермский авиационный техникум имени А.Д. Швецова), а в 1921 году – Высшее техническое императорское училище (МВТУ имени Н.Э. Баумана). Работал на государственном авиационном заводе №4 «Мотор» в Москве, инженером, с 1922 года начальником технического бюро, в 1924 году стал главным инженером завода. В 1934 году А.Д. Швецов был назначен главным конструктором строящегося Пермского моторостроительного завода и ОКБ-19 при нем. В декабре 1939 года конструкторское бюро Пермского моторостроительного завода было реорганизовано в самостоятельный опытно-конструкторский цех. В 1947 году А.Д. Швецову присвоили звание «Генеральный конструктор». Депутат Верховного Совета СССР 2 – 3 созывов (с 1946 года). Умер в 1953 году в Москве.

Информация о подвиге в ходе ВОВ
В годы Великой Отечественной войны конструкторское бюро А.Д. Швецова с полной самоотдачей трудилось над созданием двигателей для новых типов самолетов. Коллектив ОКБ-19, совершенствуя ранее выпущенные моторы и обеспечивая их успешную эксплуатацию на всех фронтах, создало новый, более мощный двигатель АШ-82Ф, предназначенный для истребителей Ла-5, Ла-7 и фронтового бомбардировщика Ту-2. Также были созданы двигатели АШ-83 для истребителя Ла-7 и М-71 для штурмовика Су-6, бомбардиров-щика ДВБ-102, истребителей И-185 и Ла-5. Двигатели прошли все необходимые испытания (на Ла-5 были получены рекордные результаты скорости), но из-за сложности перестройки производства в военное время были выпущены малой серией. Стремительное перевооружение авиации всех воюющих сторон требовали разработки и внедрения новых авиадвигателей в самые сжатые сроки. Так, КБ А.Д. Швецова создало двигатель большой мощности воздушного охлаждения АШ-73 для тяжелого четырехмоторного бомбардировщика Ту-4. Его улучшенный вариант АШ-73ТК представлял собой 18-цилиндровую звезду с двумя турбокомпрессорами, обеспечивавшими высотность 11 000 м. Впервые на отечественном двигателе был применен стальной картер взамен дюралюминиевого. Мощность АШ-73ТК достигала 2400 л.с., что для силовой установки такого типа являлось пределом. Этот двигатель устанавливался на самолетах-разведчиках и патрульных «летающих лодках». 6 марта 1944 года Постановлением Государственного комитета обороны «О введении новых названий авиационных моторов» двигателям А.Д. Швецова был присвоен индекс «АШ» (аббревиатура «Аркадий Швецов»). Под руководством А.Д. Швецова с 1939 года по 1953 год предприятием было создано семейство мощных звездообразных поршневых двигателей воздушного охлаждения М-63, АШ-82, АШ-82ФН, АШ-73ТК, АШ-82Т, АШ-82В, которые устанавливались на самолеты Н.Н. Поликарпова, А.Н. Туполева, С.А. Лавочкина, П.О. Сухого, С.В. Ильюшина, О.К. Антонова, вертолеты М.Л. Миля, Яковлева и сыграли важную роль в победе над фашизмом и в послевоенное время.

Отправить сообщение

Ваше имя

Ваш e-mail

Ваш телефон

Сообщение

Сколько будет 2+3 ? 

×